Гардарика

Среднеазиатские скифы в Вавилонии


В этой статье собраны данные вавилонских документов VI-V вв. о скифах. Согласно Геродоту (7. 64), персы называли все скифские племена саками. Греки же скифами называли кочевые племена степей Южной России и Средней Азии. В современной научной литературе наименование «скифы» обычно применяется к древним жителям Северного Причерноморья, а скифы Средней Азии называются саками.

Дандамаев М.А Месопотамия и Иран в VII-IV вв. до н.э. Социальные институты и идеология. - СПб., 2009. - С.321-327 (ВДИ 1977. № 1. С. 30-40)

После 539 г. до н. э., когда Месопотамия была завоевана персами, ахеменид-ская администрация создала там военные колонии из представителей различных народов. Колонисты были распределены по военным округам, получали земельные наделы и вступали в совместные сделки как друг с другом, так и с исконным населением. Среди этого пестрого в этническом отношении населения находились также персы, мидийцы, арейи (выходцы из области Харайва на территории современного Афганистана) и представители других иранских племен. В вавилонских документах ахеменидского времени встречаются сотни иранских имен. Обычно носителей этих имен считают персами, но среди них были и представители других иранских племен, что иногда отмечается в самих документах. В основном у выходцев из разных иранских стран были сходные имена, да и говорили они на близких языках, не прибегая к помощи переводчиков. Но в ряде случаев скифские имена, по-видимому, можно отличить от персидских и мидий-ских на основании теофорных элементов.

 В этой статье собраны данные вавилонских документов VI-V вв. о скифах. Согласно Геродоту (7. 64), персы называли все скифские племена саками. Греки же скифами называли кочевые племена степей Южной России и Средней Азии. В современной научной литературе наименование «скифы» обычно применяется к древним жителям Северного Причерноморья, а скифы Средней Азии называются саками.

В вавилонских текстах скифы (в том числе и саки) называются киммерийцами (гимирри) по имени народа, который вторгся в пределы Месопотамии и был по языку и этнически родствен скифам и сакам. Причиной такого широкого употребления этнического названия гимирри было присущее вавилонской литературе стремление к архаизации и то обстоятельство, что из всех кочевых племен, совершавших набеги с востока, первыми в Переднюю Азии вторглись киммерийцы. Как известно, из Северного Причерноморья киммерийцы через Кавказ вторглись в Малую Азию. Около 714 г. они совершили набег на территорию Армении, затем разрушили Фригийское царство, а около 657 г. захватили столицу Лидии Сарды (Cavaignac 1956: 342). Киммерийцы в течение длительного времени находились в стране Гимирра, по-видимому, в восточной части Каппадокии и в области Манна, к западу от Мидии (Пиотровский 1959: 233). Затем киммерийцы стали угрожать Месопотамии. В ассирийских источниках киммерийцы впервые упоминаются в конце VIII в. до н. э. в текстах времени Саргона II (721-705 гг.) и Синаххериба (704-681 гг.), хотя тогда они еще не представляли серьезной угрозы для Ассирии. Но во время царствования Асархаддона (680— 669 гг.) киммерийцы начали угрожать северным границам Ассирии, а при Ашшурбанапале (668-627 гг.) они превратились в большую угрозу для Ассирии (Hartman 1962:65).

321
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
322

Вскоре вслед за киммерийцами в Переднюю Азию вторглись и скифы. В начале VII в. до н. э. через Кавказ они направились в Малую Азию. Часть скифов осела в области Сакасена в Закавказье (Дьяконов 1956: 250 ел.), а остальные около 640 г. вторглись в Каппадокию и нанесли там поражение киммерийцам (Cavaignac 1960: 142). Ассирийские источники называют скифов «ишкуза» (см.: Дьяконов 1956: 242). Через несколько десятилетий скифы и киммерийцы участвовали в захвате Ниневии и окончательном сокрушении Ассирийской державы. В синхронных клинописных текстах они упоминаются под названием «умман-манда». Согласно Геродоту (1.105), в конце VII в. скифы совершили опустошительный набег на Сирию и дошли до границ Египта. Несколько позднее держава Ахеменидов ввела народы Средней Азии в бурный водоворот политической жизни того времени.

Кавалерия скифов cavalry of the ScythiansВ персидских и эламских вариантах ахеменидских надписей скифские племена называются саками, а в вавилонских — киммерийцами (gimirraja). В ахеменидских надписях упоминаются три скифских племени: хаумаварга (saka haumawarga), тиграхауда («острошапочные» — saka tigraxauda) и парадрайя («заморские» — saka tyaiy paradraya). Племена хаумаварга и тиграхауда обитали в Средней Азии, а заморкие саки соответствуют скифам Северного Причерноморья, против которых Дарий I около 514г. совершил поход. Отдельные победы, которые он одержал во время этого похода, послужили основанием для включения этих скифов в списки подвластных Дарию народов. Но уже в надписях Ксеркса они совершенно не упоминаются, и поэтому сведения вавилонских документов о саках не могут относиться к причерноморским скифам. Под гимирри в вавилонских документах, по всей вероятности, имеются в виду хаумаварга и тиграхауда (ср. ниже).

Скифы еще до Ахеменидов оказали определенное влияние на вооружение вавилонских воинов, о чем свидетельствуют следующие хозяйственные документы времени Навуходоносора II и Набонида, где упоминаются предметы скифского вооружения и конского снаряжения. Эти тексты приведены в сокращенной форме. GCCII 122. «Киммерийские кожаные ремни (даны) в распоряжение надсмотрщика над лошадьми Римута». Документ был составлен в 564 г. Далее в одном частном письме (СТ XXII105), которое, судя по именам упомянутых в нем лиц, относится ко времени Набонида, содержится просьба прислать «киммерийские ремни».
YOS VI 237. «200 киммерийских тростниковых стрел, из которых 180 с медными наконечниками, 1 киммерийский лук, которые доставлены сюда для обмена, и 10 корзин, которые находятся в распоряжении Ки-Бела, предназначены для снаряжения сторожевого поста». Далее в тексте речь идет о других расходах, а затем говорится: «1 щит, 20 тростниковых стрел, из которых 12 с наконечниками, 1 киммерийский лук, 1 копье (переданы) в распоряжение Нергал-иддина и Нуреа» (дальнейший текст не имеет отношения к рассматриваемому здесь предмету). Сам документ датируется 541 г. Он происходит из архива храма Эанна в городе Уруке. В TCL XII 114, составленном в Уруке в том же 541 г., содержится перечень вооружения и обмундирования для восьми лучников, которые несли караульную службу.

322
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
323

Они были вооружены копьями, железными кинжалами, щитами, «аккадскими» (ak-ka-de-e-ti) луками. Кроме того, они получили 56 «аккадских» и 116 «киммерийских» стрел (sil-ta-hu gi-mi-ra-a-a), из которых 46 были с железными наконечниками. Наконец, в хозяйственном документе, составленном в Уруке в том же году, наряду с аккадским луком упоминается и киммерийский (АnОг VIII 35: 25).

Доспехи знатного сака armor notable sakaВозможно также, что ассирийцы и вавилоняне заимствовали у скифов специальный головной убор с высоким острым концом, вытянутым вверх, который в Вавилонии назывался karballatu. Происхождение этого слова неясно, но примечательно, что в клинописных источниках оно упоминается только начиная с новоассирийского и нововавилонского времени1 См.: CAD К: 215; AHw: 449. Однако, кроме тех случаев, когда речь идет о «киммерийцах», нельзя уверенно сказать, что под словом karballatu в аккадских текстах имеется в виду остроконечная шапка, а не просто колпак. Во всяком случае, при Ахеменидах karballatu — головной убор воина-всадника, как это видно, в частности, из документа UCPIX 3.. В ахеменидских надписях название племени saka tigraxauda («саки с остроконечными шапками») на аккадский язык переведено mat gi-mir-ri sa kar-bal-la-ti su-nu zaq-pa-'a— «страна киммерийцев, шапки которых остроконечны» (ср.: CAD Z: 61). Геродот (3. 92) упоминает скифское племя orthokorybantioi, название которого, как известно, является переводом иранского слова tigraxauda. Херцфельд высказал предположение, что аккадское karballatu и греческое kyrbasia имеют в своей основе иранское слово (Herzfeld 1968: 327 f.). Давая перечень сатрапий Персидской державы, Геродот (7. 64) сообщает, что саки были скифским племенем, носившим остроконечные шапки. В этом месте своего труда он относит головной убор kyrbasia к амюргийским скифам. По мнению некоторых исследователей, здесь Геродот путает амюргийских скифов с ортокорибантиями (ibid.: 252 f.). Херцфельд полагает, что Геродот ошибочно поместил ортокорибантиев в Мидии, а в действительности они жили за Согдом (ibid.: 327). Согласно И. М. Дьяконову, остроконечные шапки носили не только скифы из племени тиграхауда, но и некоторые другие скифские племена и Геродот был прав, помещая ортокорибантиев в Мидии (Дьяконов 1956: 248-250). Наконец, по свидетельству лексикона византийского времени Суда, ортокорибантии жили в Малой Азии. По-видимому, часть скифов, вторгшихся в Малую Азию в VII в. до н. э., осела в этих странах, что подтверждается и археологическими находками (там же: 252 сл.). Поэтому сообщения Геродота и византийского лексикона не противоречат друг другу.

Перейдем теперь к рассмотрению документов ахеменидского времени. BE VIII 80 дошел до нас в сильно разбитом виде. Насколько можно понять из него, в начале царствования Камбиза (529 г.) наместник Месопотамии Гобрий распорядился передать в пользование «киммерийцам» и «субарейцам» канал около местности Хандиди. Оба эти этнических термина в рассматриваемое время были анахронизмами. Как географический термин «Субару» обозначал север, а под киммерийцами, очевидно, имеются в виду среднеазиатские скифы.


323
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
324

В контракте о продаже земли в 499 г., расположенной близ города Дилбата, отмечается, что она граничила с полем, принадлежавшим какому-то «киммерийцу» (gi-mi-ra-a-a, имя его не приводится) (Roth 1989/1990: 55). 

Документ Dar 458 представляет значительный интерес: в нем фиксируется, что представитель известного предпринимательского дома Эгиби в Вавилоне должен уплатить 50 сиклей серебра выходцу из Малой Азии Мегибаршу, а также проценты из расчета 1 сикль на мину ежемесячно. При составлении документа присутствовало несколько лиц малоазииского происхождения, которые жили в Вавилоне, а также «киммериец» Сакита, само имя которого связано с этническим названием «сак» с суффиксом -ita, засвидетельствованном и в других древнеиранских собственных именах (см.: Eilers 1934: 220). Как известно, в эламских вариантах ахеменидских надписей персидское saka-передается через Sakka. Однако это не только этническое название для скифов, но и иранское собственное имя, засвидетельствованное в эламских хозяйственных документах VI-V вв. из Персеполя (см. ссылки на тексты: PF: 753; относительно этимологии см.: Mayrhofer 1973: 229). Лишь в одном вавилонском документе конца VI в. до н. э., составленном в Борсиппе, упоминается этническое название «сак» (СТ LV 93). В тексте говорится о выдаче неким Шага (судя по имени, он был иранец) одному вавилонянину пяти сиклей серебра в качестве ссуды. При этом сак (Sak-ka-a) по имени Демиши, сын Тумуну, был одним из свидетелей этой сделки. Он, как и его отец, носит иранское имя (см.: Zadok 1983:319). BE X 97. «Один чан пива. 1 баран, 2 пан 3 сут муки и ячменя, (2 мины) серебра (составляют) полную повинность (вместо) одного воина царя [...] и остальные приношения для дома царя, начиная с месяца нисану 3-го года до конца аддару 3-го года царя Дария, которая наложена на поля с насаждениями и зерновым урожаем на корню, (а именно) с надела лука2 То есть надела, владелец которого должен был нести воинскую повинность в качестве лучника. В V в. до н. э. такая повинность часто заменялась податью. Иддин-Бела и его совладельцев, (с полей), расположенных в болотистых местах Бит-Эллиля в поселении хамманцев и в тростниковых зарослях Магуша из общины киммерийцев (с полей), которые находятся в распоряжении (т. е. в аренде) у Римут-Нинурты, потомка Мурашу. 2 мины серебра — полная повинность с этих зерновых полей за 3-й год из рук Римут-Нинурты, потомка Мурашу, получил Тадданну, старшина киммерийцев, сын Тириямы3  Тирияма — иранское имя. Сын его носит семитское имя Тадданну.; ему уплачено. (Документ составлен) перед Набу-мит-убаллитом, судьей (местности) Бит-Пурушшату4 Дословно «дом Парисатиды», персидской царицы, жены Дария II, которой принадлежали большие имения в Вавилонии.. Свидетели (имена трех человек и их) печати. Ниппур, 21 день месяца [...] 4-й год Дария»5 Имеется в виду Дарий II (420 г.)..

324
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
325

О податях с полей, расположенных в фискальной общине «киммерийцев», свидетельствует также документ, согласно которому в качестве царской подати с семи наделов лука, расположенных по берегам одного канала, было получено 2 2/3 мины серебра. Владельцы этих наделов носят семитские имена, но наделы сами находились в распоряжении «старшины киммерийцев Тирипарна, сына Хумата»6 ТМН 2/III 189: 8 (m)ti-ri-par-na-'a LU sak-nu sa LU gi-mir-ra-a-a apli sa (m)hu-u-ma-a-ta-'a. См. транслитерацию и перевод: Cardascia 1951: 119 f.. Эти наделы были переданы в аренду дому Мурашу, который уплатил царскую подать с них Тирибазу, брату «старшины над киммерийцами» Тирипарна. Документ составлен в 417 г. в местности близ Ниппура.

Знатный воин саков  notable sakaСудя по именам, свидетели были семиты. К документу приложена печать Тирибаза. Старшина «киммерийцев» Тирипарна и его брат Тирибаз, сыновья Хумата, судя по их именам, были иранцами (персами или саками). Во всяком случае, начиная с ахеменидского времени собственные имена с теофорным элементом fir- засвидетельствованы для персов, парфян и скифов (см.: Benveniste 1966: 94; Gershevitch 1969: 237) в эламских хозяйственных текстах из Персеполя, греческих надписях Северного Причерноморья и в трудах античных авторов.  BE X 69. «1 мина серебра, 1 чан отменного, сладкого пива, 1 баран, 1 пан 4 сут муки и ячменя — повинность полностью (вместо) воина царя, муки для царя, налог и всякие приношения для дома царя, начиная с месяца нисану 3-го года до конца месяца аддару 3-го года царя Дария, (повинность) с поля с насаждениями и зерновым урожаем на корню с надела лука, принадлежащего Аплайя и Бел-ах-иддину и всем (другим) совладельцам их наделов лука из общины киммерийцев, (с поля) в тростниковых зарослях в Баба-эреш, (с наделов), которые в распоряжении Римут-Нинурты, потомка Мурашу, 1 мину серебра, (1 чан) первосортного пива, (1 пан) 4 сут ячменя и муки— (подать) с этого поля за 3-го года царя Дария Тирипарна, старшина (киммерийцев), сын Бел-ах-иддина, получил из рук Римут-Нинурты, потомка Мурашу; ему уплачено. Свидетели (имена пяти человек и их) печати. Писец (имя). Ниппур, 2 день месяца ташриту 3-й год Дария, царя стран» (421 г.). Надел еще одного «киммерийца» с аккадским именем и патронимией упоминается также в документе от 418 г. из того же архива Мурашу (ЕЕМА 42: 2, 5).

Рассмотренные тексты позволяют сделать следующие выводы. Хотя для ассирийских источников киммерийцы и скифы — различные этнические группы, в вавилонских документах VI-V вв. для обозначения этих народов обычно употребляется общий термин «гимирри», хотя в ряде случаев встречается и название «саки».Киммерийцы и саки оказали определенное влияние на вооружение вавилонской армии еще до захвата Месопотамии персами. Нередко вавилонские воины были вооружены скифскими стрелами с медными и железными наконечниками, скифскими луками и т. д. По баллистическим качествам скифские луки намного превосходили аккадские (т. е. ассирийские и вавилонские). Как отмечал Б. Б. Пиотровский, в комплексах археологических памятников VII в. до н. э. в Передней Азии найдены «бронзовые наконечники стрел характерной формы (двуперые, с шипом сбоку или же трехгранные), отличные от обычных переднеазиатских, но совпадающие по форме со скифскими».


325
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
326

По его мнению, «весьма вероятно, что эти бронзовые наконечники стрел проникли в Переднюю Азию вместе с киммерийцами и скифами в VII в.»37. В течение VII и VI вв. «скифские» стрелы быстро распространились в Закавказье, Малой Азии, Вавилонии, Ассирии, Сирии и Палестине, как об этом свидетельствуют находки бронзовых наконечников скифского типа. В частности, они найдены в Каркемише, Ниневии, Ашшуре и Вавилоне.

Как известно, мидийцы также были вооружены скифскими стрелами. По сообщению Геродота (1.73), индийский царь Киаксар отдал своих детей учиться стрельбе из лука скифам. Как отмечает И. М. Дьяконов, мидийцы заимствовали у скифов их конно-стрелковую тактику (Дьяконов 1956: 290). «Много стрел скифского типа было собрано на местах древних сражений, в которых участвовали мидийцы» (Пиотровский 1959: 238). Наконечники скифских стрел обнаружены также «на местах осады городов, где исторически скифы не засвидетельствованы, а засвидетельствованы мидийцы и персы, в частности, и в Вавилоне» (Дьяконов 1956: 254, примеч. 2; ср.: Koldewey 1925: 256 f).

До сих пор исследователи приписывали наконечники скифских стрел, найденные у стен древних городов Передней Азии, иранцам (как самим скифам, так мидиицам и персам) и по наконечникам стрел пытались определить этническую принадлежность воинов. Однако рассмотренные выше вавилонские тексты требуют пересмотра такого заключения, поскольку до сих пор не было обращено внимания на то, что вавилоняне еще до захвата Месопотамии персами успели принять на вооружение скифские луки. Б. Б. Пиотровский справедливо указывает, что стрелы типа скифских изготовлялись в разных местах. Об этом свидетельствует и тот факт, что на территории современного Ирака, в Мосуле, была найдена форма для отливки стрел, сходных со скифскими (Пиотровский 1959: 239). Известно также, что в состав наемников ассирийской армии входили и киммерийцы (там же: 233 сл.), и у ассирийского царя Асархаддона был киммерийский лук (указано И. М. Дьяконовым).

После завоевания Месопотамии персами ахеменидская администрация создала в Ниппуре и, вероятно, в других городах военные колонии саков. Колонисты получали земельные наделы, но они не всегда обрабатывали их сами, а сдавали в аренду предпринимательскому дому Мурашу. Последний уплачивал арендную плату владельцам земли, а царю — причитавшиеся с арендованных полей денежные и натуральные подати (пиво, ячменная мука, бараны и т. д.). В Месопотамии находилось значительное число саков, которые служили в царском войске. Можно уверенно полагать, что это были среднеазиатские скифы и их потомки. Терракоты, изображающие всадников в скифских башлыках и штанах, найдены во многих городах Персидской державы, начиная от Египта и кончая Средней Азией.

Правда, многие владельцы наделов в фискальных общинах «киммерийцев» носят вавилонские имена, и лишь часть их — иранские. В Месопотамии интенсивно происходили процессы этнического смешения выходцев из разных концов империи, и этим можно объяснить тот факт, что постепенно саки стали давать своим детям вавилонские имена.


7  Месопотамия и Иран в VII-IV вв. до н.э. Социальные институты и идеология. - СПб., 2009. - С.321-327 Значительно сокращенный и переработанный вариант статей «Данные вавилонских документов VI-V вв. до н. э. о саках» (ВДИ 1977. № 1. С. 30-40); Data of the Babylonian Documents from the 6th to the 5th Centuries B.C. on the Sakas // Prolegomena to the Sources on the History of Pre-Islamic Central Asia / Ed. by J. Harmatta. Budapest, 1979. P. 95-109 (с добавлением информации из более поздних изданий клинописных текстов).

Примечания:

  1.  См.: CAD К: 215; AHw: 449. Однако, кроме тех случаев, когда речь идет о «киммерийцах», нельзя уверенно сказать, что под словом karballatu в аккадских текстах имеется в виду остроконечная шапка, а не просто колпак. Во всяком случае, при Ахеменидах karballatu — головной убор воина-всадника, как это видно, в частности, из документа UCPIX 3.
  2.  То есть надела, владелец которого должен был нести воинскую повинность в качестве лучника. В V в. до н. э. такая повинность часто заменялась податью.
  3.   Тирияма — иранское имя. Сын его носит семитское имя Тадданну.
  4.  Дословно «дом Парисатиды», персидской царицы, жены Дария II, которой принадлежали большие имения в Вавилонии.
  5.  Имеется в виду Дарий II (420 г.).
  6.  ТМН 2/III 189: 8 (m)ti-ri-par-na-'a LU sak-nu sa LU gi-mir-ra-a-a apli sa (m)hu-u-ma-a-ta-'a. См. транслитерацию и перевод: Cardascia 1951: 119 f.
  7.   Месопотамия и Иран в VII-IV вв. до н.э. Социальные институты и идеология. - СПб., 2009. - С.321-327 Значительно сокращенный и переработанный вариант статей «Данные вавилонских документов VI-V вв. до н. э. о саках» (ВДИ 1977. № 1. С. 30-40); Data of the Babylonian Documents from the 6th to the 5th Centuries B.C. on the Sakas // Prolegomena to the Sources on the History of Pre-Islamic Central Asia / Ed. by J. Harmatta. Budapest, 1979. P. 95-109 (с добавлением информации из более поздних изданий клинописных текстов).
Статью подготовил: Абакумов Д. А. (Ayoe)