Гардарика

"Стела Бури" Яхмоса и её значение для датировки извержения вулкана на о.Фера и Исхода


При раскопках третьего пилона Карнакского храма в 1947–1951 гг. французскими археологами А. Шеврие и П. Лако было найдено несколько фрагментов стелы эпохи Яхмоса (XVI в.). Стела была интересна прежде всего тем, что один и тот же текст оказался выгравирован на ее обеих сторонах, что облегчало реконструкцию. Тем не менее публикация текста стелы затянулась до 1967 г.

В.В. Ребрик. "Стела Бури" Яхмоса и её значение для датировки извержения вулкана на о.Фера и Исхода

Ее осуществил Клод Вандерслейен по фотографиям и копиям, сохранившимся в архиве П. Лако (оригинал стелы ему разыскать уже не удалось) 1 Vandersleyen C. Une Temp?te sous le r?gne d’Amosis // Revue d’?gyptologie. T. 19. Paris, 1967. P. 123–159.. В 1968 г. он опубликовал два новых фрагмента стелы, найденных в 1958–1959 гг. главным инспектором доктором Абдул-Кадером Мухаммадом 2 Vandersleyen C. Deux nouveaux fragments de la stele d’Amosis relatant une temp?te // Revue d’?gyptologie. T. 20. Paris, 1968. P. 127–134.. Поиски остальных фрагментов, произведенные доктором Лабибом Хабаши, оказались безуспешными. Однако найденные фрагменты подтвердили реконструкцию текста, выполненную Вандерслейеном. Вандерслейен сопроводил свое издание французским переводом и комментарием. В 1975 г. новое издание текста подготовил В. Хельк.Стела вызвала большой интерес в 90-е гг., прежде всего, среди исследователей знаменитого извержения вулкана на о. Фера (Санторини), происшедшего в середине 2 тыс. до Р.Х. и оказавшего, очевидно, воздействие не только на Крит и близлежащие острова, но и на Египет. О стеле писали Е. Дэйвис 3 Davis E.N. A Storm in Egypt during the Reign of Ahmose // Thera and the Aegean World III, V. 3 Chronology / Ed. by D.A. Hardy and A.C. Renfrew. London, 1990. P. 232–235. , Х. Гедике4 Goedicke H. The Chronology of the Thera/Santorini Explosion // ?gypten und Levant 3 (1992). P. 60–61., С. Маннинг5 Manning S.W. The Absolute Chronology of the Aegean Early Bronze Age. Sheffield. 1995. Appendix 7. P. 200–216., К. Фостер и Р. Ритнер 6 Foster K.P., Ritner R.K. Texts, Storms and the Thera Eruption // Journal of Near Eastern Studies. January 1996. V. 55. Number 1. P. 1–14., последний сделал новый английский перевод стелы7  Ibid. P. 11–12.. На русский язык стела не переводилась.

-142-

Ввиду большого значения этого памятника (неизвестного отечественному читателю и не упомянутому в истории Древнего Египта Ю.Я. Перепелкина8 Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. СПб.: Летний сад-Нева, 2000.) мы предлагаем русский перевод текста стелы и комментарий к нему; содержание надписи, как нам кажется, проливает свет не только на датировку извержения вулкана на о. Фера (возможно, Реконструкция верхней части Стелы Бурилегшего в основу сказания о гибели Атлантиды), но и на датировку библейского исхода израильтян из Египта. Основу статьи составили доклады, сделанные автором в университетах Тюбингена и Мюнстера (Германия), Риги (Латвия) и Санкт-Петербурга. Перевод сделан по фотографиям и прорисовкам стелы Вандерслейена с учетом издания Хелька. Подробное материальное описание стелы дано в работе Вандерслейена9 Vandersleyen. Une Temp?te… P. 124–126.. Стела написана на хорошем среднеегипетском языке, по типу начертания иероглифов она сходна со второй стелой Камоса и первой Яхмоса (Каир 34001), в особенности с последней. По написанию имени Яхмоса стелу можно датировать не позднее 22 года его правления (в последние три года иероглиф полумесяца обращен вниз, а не вверх, как ранее). Весьма вероятно, что стела создана после разрушения Яхмосом дворца гиксосов в Аварисе, происшедшего в 11–15 гг. его правления. Таким образом, стела была создана в промежутке между 11–15 и 22 гг. правления Яхмоса, т. е. в 1539 (1535)–1528 гг. до Р.Х. (если принять в качестве начала правления Яхмоса 1550 г.) или в 1529 (1525)–1518 гг. (при начале правления в 1540 г. 10  Foster, Ritner. Texts… P. 9–10; Vandersleyen. Deux nouveaux fragments… P. 132.).

Найденные в 1958–1959 гг. фрагменты дают некоторое представление об изображении на стеле11  Ibid. P. 128–130.. На лицевой стороне изображены две женщины, повернутые спинами друг к другу, приносящие жертвы — продукты питания («овощи») и «всякую вещь». Спереди одной из них изображено некое божество, вероятно, Амон с «анхом» в руке. На обратной стороне стелы сохранилось изображение божества (Амона) и одной женщины. Фрагмент стелы более подробен: кроме «продуктов питания» упомянуты «свежие овощи» (rnpt) и «то, что производит земля». С руки женщины, приносящей жертву, свисают два иероглифа ?n, между которыми расположен знак, который Вандерслейен трактует как скипетр: w3s. Знак ?n, вероятно, заменяет более привычный в такой ситуации «анх». Женщины, вероятно, персонифицируют номы (или Нил). Поскольку верх стелы утрачен, нельзя сказать ничего более определенного. Поэтому слишком смелым является утверждение Ритнера 12  Foster, Ritner. Texts… P. 11., что на стеле изображен сам царь в сопровождении женской фигуры.

-143-

Stella storms Ahmose-I Реконструкция стелы бури Яхмоса-IИз разрозненных фрагментов удается реконструировать связный текст размером в 21 строку13 ср. Vandersleyen. Une Temp?te… P. 130, Pl. 10.. Смысловое деление текста таково:

I. Заглавие (1а строка).
II. Описание путешествия фараона и произведенных им религиозных церемоний (1б–7 строки).
III. Описание бури (8–12а строки).
IV. Возвращение фараона в Фивы (строки 12б–14а).
V. Первоначальные меры, предпринятые царем (строки 14б–16).
VI. Описание разрушений и восстановления фиванского некрополя (строки 17–21).

Приводим перевод текста:

1а. В заглавии перечислены имена Яхмоса:
1) Имя Хора не сохранилось, из других текстов оно известно как «Великий проявлениями»;
2) Имя двух владычиц: «Благородно (или: приятно) рожденный»;
3) Имя золотого Хора: «Объединивший (связавший) обе земли»;
4) Царь Верхнего и Нижнего Египта Неб-пехти-Ра;
5) Сын Ра, Яхмос, да живет он вовеки.
I. 1б. [Итак,] Его Величество пришел…
2а. [Сам] Ра назначил его царем [Верхнего и Нижнего Египта]…
2б. Итак, Его Величество пребывал в городе Седжефа-Тауи
3а. к югу от Дендеры (Иунет), в то время как… [Амон, владыка престолов обеих земель был] в Иуну Верхнего Египта (Фивах).
II. 3б. Его Величество отправился вниз по течению реки, чтобы принести жертвы — [хлеб, пиво, все доброе и]
4. чистое. После принесения этих жертв… он обратил внимание на
5. этот город. Итак, статуя [этого бога]…
6. …В то время как его тело было установлено в этом храме, его члены радовались.
7. Итак, великий бог пожелал… Его Величество… Боги выразили свое несогласие.
III. 8. Боги [вынудили] небо прийти с бурей [и дождем]; тьма в западной области; небеса
-144-
9. разверзлись без [перерыва, громче, чем] вопли толп; мощно… [дождь свирепствовал] на горах, громче, чем шум
10. порога в Элефантине. Все группы людей, все жилища, достигнутые ими…
11. плавали на воде, как папирусные лодки; [снаружи] от царской резиденции, на протяжении […] дней
12а. нельзя было зажечь факел в обеих землях.
IV. 12б. И было сказано Его Величеством: «Это более, чем мощь бога великого, чем замыслы богов!» И спустился
13. Его Величество в свою ладью, и его советники за ним. Группы людей на востоке и западе в молчании; нет одежд у них,
14а. после того как проявилась мощь Божья.
V. 14б. Затем Его Величество прибыл в Фивы; золото встретилось с [золотом] этой статуи; она получила то, что желала.
15. И начал Его Величество восстанавливать обе земли, отводить воды без его [людей], снабжать их серебром,
16. золотом, медью, маслом, одеждами, всеми желанными дарами. И отправился Его Величество на отдых в царский дворец (Да будет он жив, да здравствует, да будет он крепок).
VI. 17. И было доложено Его Величеству: «На территорию (кладбищ) вошли [воды], гробницы повреждены, [кладбищенские] постройки снесены, и даже пирамиды рухнули,
18. все, что было сделано, превратилось в еще не сделанное!» И повелел Его Величество: «Восстановить храмы, превратившиеся в руины во всей этой стране; отремонтировать
19. памятники, посвященные богам; возвести ограждающие их стены; поместить священные предметы в благородную погребальную камеру; замаскировать тайные места; внести
20. в святилища статуи, брошенные на землю; установить жаровни; поднять алтари; обеспечить их хлебными жертвами;
21. удвоить жалованье персонала; вернуть землю в ее прежнее состояние». И было сделано все так, как повелел Его Величество.

Стела вызывает немало вопросов, которые, возможно, заинтересуют других исследователей. Мы остановимся лишь на широко дискутируемой в последние годы проблеме: о каком природном явлении (катастрофе) идет речь в стеле?

-145-

Вандерслейен предполагал, что речь идет о локальной буре. Поскольку в районе Фив бури с дождями весьма редки весной и летом, то это могла быть зимняя буря, пришедшая с северо-запада и связанная с холодным хамсином. Естественно, что в таком случае современная метеорология не может точно датировать феномен, описанный в стеле. Однако внимательное чтение стелы приводит к другим выводам. Речь идет о какой-то гигантской катастрофе, имевшей не локальный, а общеегипетский характер и продолжавшейся, очевидно, несколько дней. Она сопровождалась мраком, мощным шумом, сильным ветром, дождем, вызвавшим наводнение, и, может быть, даже землетрясением, приведшим к большим разрушениям, не то что русский вулкан. Все это напоминает последствия извержения вулкана. Не является ли «Стела бури» Яхмоса свидетельством о знаменитом извержении вулкана на о. Фера (Санторин)? Извержение датируется многими исследователями ок. 1535–1525 гг., т. е. Яхмос должен быть его современником. Справедливости ради следует отметить, что существует и другая датировка извержения, почти на 100 лет раньше – 1630–1620 гг., также разделяемая многими исследователями. Однако раскопки в Аварисе (Телль эд-Даба‘а) и в Восточной Дельте показали, что в пост-гиксосском стратиграфическом горизонте встречаются вулканические материалы, близко соответствующие по возрасту, размеру, индексу рефракции и химическому составу выбросам вулкана на о. Фера. Раскопки свидетельствуют также о водных отложениях. Таким образом, существуют четкие археологические свидетельства последствий извержения для Египта.

Остров Фера, извержение Санторина

Извержение вулкана Санторин на острове Стронгиле  —  состоялось в середине второго тысячелетия до н. э.. Катастрофа сопровождалась мощными землетрясениями, цунами и выбросом 80 км3 горной породы. От древнего острова  остался только видимый ныне полумесяц со скалой 300-метровой высоты в западной части и пологими пляжами в восточной.

Поэтому гипотеза о том, что стела Яхмоса упоминает об этом извержении, пользуется все большей поддержкой современных ученых. В ее пользу высказались Гедике, Фостер и Ритнер, частично Дэйвис и Воррен. Лишь Маннинг поддерживает теорию Вандерслейена о локальной фиванской буре, а наводнение связывает со штормами в поясе экваториальных муссонов. Возможно, что косвенное отношение к извержению имеют еще два древнеегипетских памятника. Заметки на обороте Математического папируса Ринд (87 задача, III колонка) упоминают о громе и дожде, продолжавшихся два дня подряд в необычное время в начале 11 года правления неназванного фараона. Если здесь имеется в виду Яхмос, то это упоминание можно связать со «Стелой бури». Еще одна возможная параллель содержится в стеле казначея Яхмоса Неферперета, посвященной открытию новой каменоломни для обширного храмового строительства по всему Египту. Возможно, что это строительство было вызвано приказом Яхмоса восстанавливать храмы и гробницы («Стела бури», 18–20), пострадавшие от последствий извержения.

-146-

Не о том ли свидетельствует и библейский рассказ о «казнях египетских» (Исх 7–12)? Понятно, что в окончательном варианте он был литературно и теологически обработан. Тем не менее замечательны некоторые совпадения, в особенности седьмой (град, гром, молния и буря) и девятой (тьма) казней, со стелой Яхмоса. И Библия, и стела Яхмоса повествуют об общеегипетской катастрофе. Маловероятно, что авторам и редакторам книги Исход (окончательная редакция которой относится к VI–V вв. до Р.Х.) была известна стела Яхмоса. Не идет ли речь о независимом воспоминании о последствиях извержения вулкана на о. Фера, которое на протяжении тысячелетия успело обрасти менее вероятными подробностями? (Сказание Платона об Атлантиде тоже, вероятно, восходит к этому событию, но еще более фантастично.) Любопытно, что даже теологическое обоснование событий в стеле Яхмоса («Это более, чем мощь бога великого, чем замыслы богов») и в Библии (Бог «мощною рукой» осуществляет суд над всеми египетскими богами, ср. Исх 3:19 и 12:12) сходно. За «казнями египетскими» в Библии следует исход евреев из Египта. Не является ли стела Яхмоса косвенным свидетельством об исходе?

Действительно, трудно найти лучшее время для исхода, чем во время всеобщей паники, связанной с последствиями извержения вулкана, к тому же возможно, что большие потери понесла и египетская армия14 Foster, Ritner. Texts… P. 9–10; Vandersleyen. Deux nouveaux fragments… P. 132.. В это время Палестина еще не была завоевана Египтом, поэтому исход был возможен (в отличие от XV–XIII вв., когда Палестина подчинялась Египту и там стояли египетские гарнизоны). Датировка исхода эпохой Яхмоса (а точнее 1530 г.) согласуется с указаниями Манефона и Иосифа Флавия (Против Апиона I. 65–79, 84–90), помещавших исход в начало правления XVIII династии (впрочем, у Манефона было немало и других, противоречащих друг другу версий), после изгнания гиксосов. И внутрибиблейская хронология (например, книги Судей) показывает, что от исхода до Саула прошло примерно 500 лет, что дает дату, близкую к 1530 г. Проблематика исхода продолжает обсуждаться современными исследователями, многие из них скептичны, другие поддерживают различные даты для этого события — от XVI до XII в.15 Различные версии исхода и его маршруты, египетские свидетельства, косвенно подтверждающие их, а также историю исследования см. в основополагающей книге: Hoffmeier James K. Israel and Egypt. The Evidence for the Authenticity of the Exodus Tradition. Oxford University Press, Oxford-New York, 1997. Результаты раскопок М. Битака в Аварисе указывают на строительные работы в начале 18 династии, которые могли лечь в основу легенды о Яхмосе как фараоне — угнетателе евреев (Ibid. P. 122, n. 147, 148).. Наименее вероятна, по нашему мнению, как раз распространенная ранее идея об исходе в XIII в., в эпоху Рамсеса Второго или Мернептаха (в стеле которого упоминается, что Израиль повержен и семени его больше нет). 

-147-

 Художник Эдвард Поунтер - израильтяне в Египте

Библейские сюжеты рабского труда израильтян в Египте, были одной из самых популярных тем всех художественных эпох. Английский художнок  Эдвард Поунтер в 1867 году  очень ярко изобразил все тяготы жизни рабов Фараона.

Поэтому исход во время извержения вулкана на о. Фера вполне может рассматриваться в качестве рабочей гипотезы (трудности, возникающие в таком случае с описанием периода судей, не могут быть рассмотрены в данной статье, но немало их и у сторонников исхода в XII в., поскольку в таком случае период судей получается слишком коротким).
Таким образом, «Стела бури» Яхмоса является ценным источником сведений не только об устройстве храмов и некрополя рассматриваемой эпохи, но и, вероятно, о последствиях извержения вулкана на о. Фера для Египта и может косвенно прояснить условия и даже дату исхода израильтян из Египта.

Примечания:

  1.  Vandersleyen C. Une Temp?te sous le r?gne d’Amosis // Revue d’?gyptologie. T. 19. Paris, 1967. P. 123–159.
  2.  Vandersleyen C. Deux nouveaux fragments de la stele d’Amosis relatant une temp?te // Revue d’?gyptologie. T. 20. Paris, 1968. P. 127–134.
  3.  Davis E.N. A Storm in Egypt during the Reign of Ahmose // Thera and the Aegean World III, V. 3 Chronology / Ed. by D.A. Hardy and A.C. Renfrew. London, 1990. P. 232–235.
  4.  Goedicke H. The Chronology of the Thera/Santorini Explosion // ?gypten und Levant 3 (1992). P. 60–61.
  5.  Manning S.W. The Absolute Chronology of the Aegean Early Bronze Age. Sheffield. 1995. Appendix 7. P. 200–216.
  6.  Foster K.P., Ritner R.K. Texts, Storms and the Thera Eruption // Journal of Near Eastern Studies. January 1996. V. 55. Number 1. P. 1–14.
  7.   Ibid. P. 11–12.
  8.  Перепелкин Ю.Я. История Древнего Египта. СПб.: Летний сад-Нева, 2000.
  9.  Vandersleyen. Une Temp?te… P. 124–126.
  10.   Foster, Ritner. Texts… P. 9–10; Vandersleyen. Deux nouveaux fragments… P. 132.
  11.   Ibid. P. 128–130.
  12.   Foster, Ritner. Texts… P. 11.
  13.  ср. Vandersleyen. Une Temp?te… P. 130, Pl. 10.
  14.  Foster, Ritner. Texts… P. 9–10; Vandersleyen. Deux nouveaux fragments… P. 132.
  15.  Различные версии исхода и его маршруты, египетские свидетельства, косвенно подтверждающие их, а также историю исследования см. в основополагающей книге: Hoffmeier James K. Israel and Egypt. The Evidence for the Authenticity of the Exodus Tradition. Oxford University Press, Oxford-New York, 1997. Результаты раскопок М. Битака в Аварисе указывают на строительные работы в начале 18 династии, которые могли лечь в основу легенды о Яхмосе как фараоне — угнетателе евреев (Ibid. P. 122, n. 147, 148).
Статью подготовил: Абакумов Д. А. (Ayoe)

Комментарии (0)

Добавление комментариев закрыто.