Гардарика

Русь и «Гиперборея»


Античные свидетельства о гипербореях как жителях крайнего севера встречаются в гомеровских гимнах (7.29), у Геродота (IV.32 и след.), Страбона (XV. 1.57) и др. Предание о них Геродот возводил к Терем художник Всеволод ИвановАристею, относясь, впрочем, скептически к его достоверности. Исследователи Нового времени, верящие в историзм данных о гипербореях, ищут их в самых разных уголках земли - на Урале, Алтае, Тянь-Шане, Кавказе, во Фракии, Македонии, на Дунае, в Скандинавии, Великобритании, на Балтике, Крите, даже в Китае. (Висы дружбы: Сборник статей в честь Т.Н. Джаксон. – М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2011. – С. 56-58.:)

М.В. БибиковРусь и «Гиперборея» в византийской традиции // Висы дружбы: Сборник статей в честь Т.Н. Джаксон. – М.: Университет Дмитрия Пожарского, 2011. – С. 56-58.:

В хранящейся в Государственном историческом музее греческой грамоте Акта Константинопольского собора 1593 г., учреждающего патриаршество на Руси и митрополита Иова в качестве первого патриарха, в соответствии с дипломатическим этикетом неоднократно называется как полный титул царя, так и новый (акт 1593 г. подтверждает первоначальную грамоту того же содержания от 1590 г.) патриарший титул. В тексте 1593 г. говорится о создании патриархами Константинополя, Александрии (представляющим еще и мнение Антиохийского владыки) и Иерусалима, а также перечисляемыми сорока иерархами, подписавшими документ, «патриаршего престола благочестивейшего и православного города Москова», поскольку «страна эта от Бога удостоена царства - вся Росия и гиперборейские пределы» и подчиняются «патриаршему престолу Москова и всея Росии и гиперборейских пределов»1  Фонкич Б.Л. Греческие рукописи и документы в России в XIV - начале XVIII в. М., 2003. С. 395. 2-6.. Далее об этой земле говорится как об «области («парэкии») Москова и всея Росии и гиперборейских пределов» (11-12). И далее утверждается официальный титул «патриарх Москова и всея Росии и гиперборейских пределов» (23-24). А еще чуть ниже назван и «благочестивейший царь (василевс) Москова и самодержец всея Росии и гиперборейских пределов» (32-33). В заключение Собор высших иерархов Восточнохристианской церкви постановляет направить настоящий Акт, скрепленный подписями участников Собора, «благочестивейшему царю (василевсу) и всесвятейшему Иову, патриарху всея Росии и гиперборейских пределов» (39-41).
Итак, официальный документ высшей церковной власти православной церкви именует царя, а вслед за ним и новопоставленного патриарха правителями (светским и духовным) Московскими, всея Руси и северных (дословно «Гиперборейских») пределов. Что скрывает в себе последнее определение?

-56-

Античные свидетельства о гипербореях как жителях крайнего севера встречаются в гомеровских гимнах (7.29), у Геродота (IV.32 и след.), Страбона (XV. 1.57) и др. Предание о них Геродот возводил к Терем художник Всеволод ИвановАристею, относясь, впрочем, скептически к его достоверности. Исследователи Нового времени, верящие в историзм данных о гипербореях, ищут их в самых разных уголках земли - на Урале, Алтае, Тянь-Шане, Кавказе, во Фракии, Македонии, на Дунае, в Скандинавии, Великобритании, на Балтике, Крите, даже в Китае2 Доватур А.И, Каллистов Д.П., Шитова И.А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. М., 1982. С. 265.. Среди прочих этнических идентификаций гипербореев фигурируют северные венеды у Балтийского моря3 Potocki J. Histoire primitive des peuples de la Russie avec une exposition compl?te de toutes les nations locales, nationales et traditionnelles n?cessaires ? l`inteligence du IV-?me livre de H?rodote. St.-P?tersbourg, 1802. P. 38 sq., эсты4 Tullian C. Arist?e au pays de l`ambre // Revue des ?tudes anciennes. 1913. Vol. XV. P. 28., кельты5 Bonnell E. Beitr?ge zur Altertumskunde Russlands. St.- Petersburg, 1882. Т. I. P. 134., самоеды6 Hennig R. Die westlichen und n?rdlichen Kultureinfl?sse auf die antike Mittelmeerwelt // Klio. 1932. Bd. 25. S. 19 f. и многие другие. Наиболее распространенная этимология этнонима объясняет гипербореев как «живущих за северным ветром - Бореем» («по ту сторону Борея»), т. е. вне пределов холодного северного ветра. Но более общее понимание этнонима идентично понятию «северный»7 См. примеч. 2..
В принципе византийские этногеографические представления зиждились на классических античных8 Бибиков M.В. Византийские источники по истории Древней Руси и Кавказа. СПб., 2001. С. 83 и сл. , так что древние дефиниции сохраняли в основном свое значение и в средневековых греческих текстах. Византийские авторы пытаются предложить свои атрибуции земли гипербореев и их жителей. Наиболее частыми в связи с конкретизацией этого имени становится упоминание Древней Руси, ее княжеств и областей9 Бибиков М.В. Byzantinorossica. Свод византийских свидетельств о Руси. М., 2004. Т. 1. С. 722-723..
Арефа Кесарийский в комментарии на Апокалипсис в начале X в. (ок. 913 г.) пишет как о «гиперборейцах» («крайних северных») о племени скифов, все губящих, куда бы они ни вторглись10 PG. Т. 106. Col. 756 А 3-6.. А в середине XI в. в панегирике императору Константину IX Мономаху знаменитый византийский писатель Михаил Пселл, упоминая гипербореев в ряду таких отдаленных стран, как земли египтян, эфиопов, индов, скифов и сарматов, помещает их у полюса11 Michaelis Pselli. Orationes panegiricae / Ed. G.T. Denis. Stuttgardinae et Lipsiae, 1994. P. 13 №1. S. 257-261.

-57-

Эрудит XII в. Иоанн Цец приводит цитату из Пиндаpa, где гиперборейские скифы фигурируют в связи со странствиями Геракла12 Ioannis Tzetzae Commentarii ad Aristophanem / Ed. L. Massa Positano. Groningen, 1960. Fasc. I. P. 140 d. L. 5-2 (in Plut. 586).. В обращении ритора Никифора Василаки ок. 1140 г. в речи к высокопоставленному вельможе Алексею Аксуху говорится о «непогоде гиперборейской и таврской»13 Nicephori Basilacae Orationes et epistolae / Rec. A. Garzya. Lipsiae, 1984. P. 13, 5-6., в чем очевидны аллюзии на «скифский экскурс» Геродота. Но в это время в византийской традиции появляются более конкретные этногеографические привязки с целью актуализации архаического наименования. Прославленный историк XII—XIII вв. Никита Хониат Галич («Галица») называет одной из «топархий» росов, которые идентифицируются с гиперборейскими скифами14 Nicetae Choniatae Historia. Berolini; Novi Eboraci, 1975. P. 129, 29-30.. Вслед за ним в XIII в. Феодор Скутариот повторяет те же идентификации в рассказе о бегстве на Русь претендента на византийский престол Андроника Комнина (ставшего впоследствии императором)15  Sathas K.N. Bibliotheca graeca medii aevi. Paris, 1894. Vol. 7. P. 256, 7-8.. Живший в 80-х гг. XIII в. солунский хартофилак Иоанн Ставракий в «Слове на чудеса св. Димитрия Солунского», говоря о наступлении болгарского войска Иоанницы, т. е. царя Ивана Асеня II (1218-1241) на Солунь ок. 1230 г., перечисляет и союзников болгар в этих войнах - кочевников «скифов» (т. е. куманов-половцев), «хазар», «римлян» (латинян), «албанцев», а также «росов от всякого семени и разного рода, которых вскармливает самый северный («гиперборейский») климат»16 Ioakeim Iberiotes. Ioannou Staurakiou Logos...// Makedonika. 1940. T. 1. P. 370, 3-4..
В середине XIV в. византийский гуманист Никифор Григора помещает «Россию среди гиперборейский гор», в крайних северных («гиперборейских») пределах ойкумены17 Nicephori Gregorae. Historiae byzantinae libri.../ Ed. I. Bekkerus. Bonnae, 1855. T. 3. P. 199, 13-14; 511, 16-18.. Наконец, на закате византийской истории философ и писатель Георгий Гемист Плифон «к северу от России» помещает залив Гиперборейского океана, замерзающий по всей вероятности»18 Diller A. A Geographical Treatise of Georgius Gemistus Pleto // Isis. Bruges, 1937. T. 27. P. 444, 10-12..
Итак, в византийской традиции, наряду с сохранением античных представлений о гипербореях как о полумифическом народе Крайнего Севера, находятся отождествления с современными средневековым грекам пределами от Галицкой Руси до Белого моря, считавшегося «заливом» Северного Ледовитого океана. В «поствизантийском» Акте 1593 г. юрисдикция царя и патриарха Московского и всея Руси распространяется, по представлениям высших иерархов православного Востока, далеко до Крайнего Севера, что и отражено в официальной титулатуре.

-58-
Studia Slavo-Rossica (c)
 

Примечания:

  1.   Фонкич Б.Л. Греческие рукописи и документы в России в XIV - начале XVIII в. М., 2003. С. 395. 2-6.
  2.  Доватур А.И, Каллистов Д.П., Шитова И.А. Народы нашей страны в «Истории» Геродота. М., 1982. С. 265.
  3.  Potocki J. Histoire primitive des peuples de la Russie avec une exposition compl?te de toutes les nations locales, nationales et traditionnelles n?cessaires ? l`inteligence du IV-?me livre de H?rodote. St.-P?tersbourg, 1802. P. 38 sq.
  4.  Tullian C. Arist?e au pays de l`ambre // Revue des ?tudes anciennes. 1913. Vol. XV. P. 28.
  5.  Bonnell E. Beitr?ge zur Altertumskunde Russlands. St.- Petersburg, 1882. Т. I. P. 134.
  6.  Hennig R. Die westlichen und n?rdlichen Kultureinfl?sse auf die antike Mittelmeerwelt // Klio. 1932. Bd. 25. S. 19 f.
  7.  См. примеч. 2.
  8.  Бибиков M.В. Византийские источники по истории Древней Руси и Кавказа. СПб., 2001. С. 83 и сл.
  9.  Бибиков М.В. Byzantinorossica. Свод византийских свидетельств о Руси. М., 2004. Т. 1. С. 722-723.
  10.  PG. Т. 106. Col. 756 А 3-6.
  11.  Michaelis Pselli. Orationes panegiricae / Ed. G.T. Denis. Stuttgardinae et Lipsiae, 1994. P. 13 №1. S. 257-261.
  12.  Ioannis Tzetzae Commentarii ad Aristophanem / Ed. L. Massa Positano. Groningen, 1960. Fasc. I. P. 140 d. L. 5-2 (in Plut. 586).
  13.  Nicephori Basilacae Orationes et epistolae / Rec. A. Garzya. Lipsiae, 1984. P. 13, 5-6.
  14.  Nicetae Choniatae Historia. Berolini; Novi Eboraci, 1975. P. 129, 29-30.
  15.   Sathas K.N. Bibliotheca graeca medii aevi. Paris, 1894. Vol. 7. P. 256, 7-8.
  16.  Ioakeim Iberiotes. Ioannou Staurakiou Logos...// Makedonika. 1940. T. 1. P. 370, 3-4.
  17.  Nicephori Gregorae. Historiae byzantinae libri.../ Ed. I. Bekkerus. Bonnae, 1855. T. 3. P. 199, 13-14; 511, 16-18.
  18.  Diller A. A Geographical Treatise of Georgius Gemistus Pleto // Isis. Bruges, 1937. T. 27. P. 444, 10-12.
Статью подготовил: Лущай Ю.В. (Christian)

Комментарии (0)

Добавление комментариев закрыто.