Гардарика

Братчина на Руси по данным Марко Поло


Братчина представляет важный элемент сообщества, иллюстрирует бытовую, хозяйственную и обрядовую жизнь древнерусского населения, отголоски которой еще ощущались в XIX-XX вв.

Лущай Ю.В.Братчина на Руси по данным Марко Поло

Исследованием братчины занимались многие историки, лингвисты, этнографы, но назовем лишь основные труды. Большое внимание братчине уделяли А. Терещенко 1 Терещенко А. Быт русского народа / А. Терещенко. – СПб., 1848. – Ч. V. – 183 с., А. Попов 2 Попов А. Пиры и братчины / А. Попов // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. – М., 1854. – Кн. 2. Половина вторая. – С. 19-41. и С. М. Соловьев 3 Соловьев С. М. Братчины / С. М. Соловьев // Русская беседа. – 1856. – Т. IV. – С. 108-117.. В работах Д. К. Зеленина 4 Зеленин Д. К. Древне-русская братчина, как обрядовый праздник сбора урожая / Д. К. Зеленин // Сборник статей в честь академика А. И. Соболевского. – Л., 1928. – Т. 101. – № 3. – С. 130-136. и В. В. Седова 5 Седов В. В. Языческая братчина в древнем Новгороде / В. В. Седов // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. – М., 1956. – Т. 65. – С. 138-141. отмечается обрядовая часть братчины. У В. А. Воронина 6 Варонін В. А. Мядовыя брацтвы ў Вялікім Княстве Літоўскім: Паходжанне, эволюцыя, уплывы / В. А. Варонін // Российские и славянские исследования: Научный сборник. – Мн., 2011. – Вып. 6. – С. 56-65. прослеживается связь медовых братств с древнерусскими братчинами. И. Ждановым 7 Жданов И. Русский былевой эпос: Исследования и материалы / И. Жданов. – СПб., 1895. – 641 с. и В. Я. Проппом 8 Пропп В. Я. Русский героический эпос / В. Я. Пропп. – М., 1999. – 640 с. исследовалась братчина, отраженная в былинном эпосе. В рамках своих работ И. Г. Прыжовым 9 Прыжов И. Г. История кабаков в России в связи с историей русскаго народа / И. Г. Прыжов. – СПб.-М., 1868. – 320 с. , Б. А. Романовым 10 Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI-XIII вв. / Б. А. Романов. – М.-Л., 1966. – 240 с., Б. А. Успенским 11 Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского) / Б. А. Успенский. – М., 1982. – 246 с., В. В. Долговым 12 Долгов В. В. Быт и нравы Древней Руси / В. В. Долгов. – М., 2007. – 512 с. и другими рассматривались пиры и братчины. В XIX в. основой знаний о братчине служили письменные источники, художественная литература и собранный на тот момент этнографический материал. Уже в XX в. к существующим источникам были принесены дополнительные данные благодаря археологическим, эпиграфическим и некоторым другим пополнениям. За почти два века накопилось некоторое количество информации, которой не было должным образом уделено внимания, не был проведен совокупный анализ имеющихся сведений. Однако, кроме этого, исследователи прошли мимо сведений Марка Поло с пространной редакцией своей книги. В этой книге, как предполагается, имеется информация о древнерусской братчине. Целью статьи является анализ этих сведений Марка Поло и сопоставления их с другими источниками о братчинных пирах.

Прежде начнем с рассмотрения понятия «братчины». Термин «братчина» означает собрание определенной группы людей для чего-то. Цель собрания не только пиршество, но и решения некоторых вопросов, которые важны для этой группы13 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль; Под ред. И. А. Бодуэна-де-Куртенэ. – СПб.-М., 1903. – Т. 1. – 877 с. стб. 305; 14 Этимологический словарь славянских языков / Под ред. О. Н. Трубачева. – М., 1976. – Вып. 3. – 199 с. с. 9;. Впоследствии братчины эволюционировали в различные братства (купеческие, ремесленные и т. д.). Оба эти слова имеют корень «брат-». Термин «брат» в славянских языках означает кровного родственника и сводится к индоевропейскому «*bhr?ter». В некоторых языках брат является не только кровным родственником, но и соучастником группировки, братства (как в греческом фратрия) 15 Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов / Э. Бенвенист. – М., 1995. – 456 с. с. 149-150; 16 Трубачев О. Н. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя / О. Н. Трубачев. – М., 1959. – 212 с. с. 58-63; В разделе о Руси из книги Марка Поло есть сведения о пирах местного населения. Эти сведения представляют собой краткое изложение досуга древнерусского народа, проводящего в «постоянных запоях» 17  The travels of Marco Polo / Marco Polo; Translation of A. Ricci. – London, 1931. – 439 p. p. 391. На основании информации, содержащейся в этой главе, можно предположить, что Марко Поло описывает некоторые элементы братчины. Далее приведем доказательства этому предположению.  По раннему периоду существования братчины имеется мало сведений, основные данные относятся к позднему времени. Информация Марка Поло частично может помочь в раскрытии бытовой жизни населения, и в частности, братчины. Ко времени Марка Поло существовало два вида коллективного принятия алкогольных напитков населением Руси: 1) пиры: в этом случае пьянки осуществлялись за счет одного человека. Классическим случаем является пир, устроенный Киевским князем Владимиром Святославичем в 996 г. 18  Полное собрание русских летописей. – Л., 1926. – Т. I. Лаврентьевская летопись. – Вып. 1. Повесть временных лет. – 151 с. с.125-126; 2) братчина: попойки осуществлялись за счет общины, когда каждый человек давал деньги или продукты на пирушку, т. е. в складчину. Впервые в письменных источниках братчина упоминается в Ипатьевской летописи под 1159 г. 19  Полное собрание русских летописей. – СПб., 1908. – Т. II. Ипатьевская летопись. – 573 с. с. 495;

Марко Поло сообщает, что население делает отличное пиво, а также были люди, которые держали пиво для продажи 20 The travels of Marco Polo / Marco Polo; Translation of A. Ricci. – London, 1931. – 439 p. p. 391;. Для XIII в. время еще было привольным, так как впоследствии это было запрещено делать. Если налог с меда, хмеля, солода взимался на Руси с давних времен (примерно с XI в.) 21 Прыжов И. Г. История кабаков в России / И. Г. Прыжов. – СПб., 2009. – 320 с. с. 16-21;. То запрет на приготовление и продажу населением алкогольных напитков фиксируется в письменных источниках с XV в. (у Иосафата Барбаро и Амброджо Контарини 22  Барбаро и Контарини о России: К истории итало-русских связей в XV в. / Й. Барбаро, А. Контарини; Пер. Е. Ч. Скржинской. – Л., 1971. – 276 с. с. 158, 228-229; 23 Прыжов И. Г. История кабаков в России / И. Г. Прыжов. – СПб., 2009. – 320 с с. 31;). Однако оговаривались случаи, когда можно было варить пиво и другие напитки: для празднования четырех праздников (для каждого региона они могли быть разными), для отправки семейных обрядов – свадеб, поминок, крестин и т. д. 24 Попов А. Пиры и братчины / А. Попов // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. – М., 1854. – Кн. 2. Половина вторая. – С. 19-41. с. 25-27, 34-35; Возможность варки пива на братчинах была лишь на определенные праздники, главными из которых были михайловщина (8 ноября) и никольщина (6 декабря) 25 Терещенко А. Быт русского народа / А. Терещенко. – СПб., 1848. – Ч. V. – 183 с. с. 150; 11, с. 49;. Пиво было атрибутом земледельческой братчины наравне с кашей. Приготовление кануна или братчины означало варку пива 26 Песни собранные П. В. Киреевским / П. В. Киреевский. – М., 1863. – Вып. 5. – 252 с. с. 17; 4, с. 133;. Данные про эти празднества согласуются с данными Марка Поло о холодной погоде, которая могла быть уже в ноябре в Северной части Руси, а не только в декабре. Однако холодная погода отмечалась и в приграничных регионах Руси с Ордой и на самой монгольской территории – у Иоанна Плано Карпини в 40-х гг. XIII в. 27 Путешествия в Восточные страны Плано Карпини и Рубрука / И. Плано Карпини, Г. Рубрук; Под ред. Н. П. Шастиной. – М., 1957. – 270 с.с. 58-59, 73; и у Шереф-ад-Дина Али Йезд в начале зимы 1388 г. 28  Сборник материалов относящихся к истории Золотой орды / Собр. В. Г. Тизенгаузеном. – М.-Л., 1941. – T. II. – 308 с с. 156;

Согласно Марку Поло, на попойки собиралось 30, 40, а то и 50 человек. Столь значительное количество людей в одной компании возможно связано с тем, что они собирались на какое-то важное для них мероприятие с последующей выпивкой. Причем собирались, как указано, в компании мужчин и женщин, и в эти компании могли допускаться целыми семьями вместе с детьми. Марко Поло говорит и о дворянах и магнатах, которые также собирались в компании 29  The travels of Marco Polo / Marco Polo; Translation of A. Ricci. – London, 1931. – 439 p. p. 391;. Таким мероприятием могла быть и братчина.О страсти к выпивке и попойкам на Руси, о которой говорит Марко Поло, свидетельствуют как письменные источники, так и художественная литература. В «Слове некоего Христолюбца» упоминаются попойки на Руси, которые относились ревнителем христианской веры к «бесовским» 30 Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь / Е. В. Аничков. – СПб., 1914. – 424 с. с. 374-375;. В «Стоглаве» времен царя Ивана Грозного отмечается, что «пить подобает не во пьянство, но в веселие» 31  Стоглав / Издание Д. Е. Кожанчикова. – СПб., 1863. – 312 с. с. 262;. А также за здравие можно было пить, если находился в скорби, при болезнях, недугах и т. п. Существовало наказание хозяину, если тот бессмысленно, будучи пьяным, избил своего слугу (ст. 62 «Русской Правды» пространной редакции по Троицкому I списку) 32  Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. – М., 1952. – Вып. 1. Памятники права Киевского государства X-XII вв. – 288 с. с. 115;. Было наказание и за убийство или драку во время пира (ст. 6 той же редакции «Русской Правды») 33  Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. – М., 1952. – Вып. 1. Памятники права Киевского государства X-XII вв. – 288 с.с. 109;.

Однако не только миряне пьянствовали, но и священники. В упомянутом «Стоглаве» говорится о пьянстве среди попов и дьяконов 34 Стоглав / Издание Д. Е. Кожанчикова. – СПб., 1863. – 312 с. с. 299;. Было строго запрещено упиваться горячительными напитками, так как «зане же пьянство пить токмо священническому или иноческому отречено бысть, но и простым» 35 Стоглав / Издание Д. Е. Кожанчикова. – СПб., 1863. – 312 с. с. 299;. Эта проблема давняя, еще в церковном «Уставе князя Ярослава Владимировича» (первая половина XI в.) имеется предписание об этом: § 33 «Аще поп или монах упьются без времени, епископу в вине» (Восточно-русская редакция, короткая группа)36  Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. – М., 1952. – Вып. 1. Памятники права Киевского государства X-XII вв. – 288 с. с. 262;; § 45 «Аще поп или монах или монахиня упиется без времени, митрополиту в вине» (Восточно-русская редакция, широкая группа) 37  Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. – М., 1952. – Вып. 1. Памятники права Киевского государства X-XII вв. – 288 с.с. 270;.
Есть большое количество пословиц (из списка XVII в.), в которых идет речь о пиве, пьянстве, пире, похмелье и т. д.:
А) ассоциации пива с пьянством (это по мнению С. В. Фролова, с которым мы согласны 38  Фролов С. В. «Стих-стaрина» за монастырским «пивом» / С. В. Фролов // Труды Отдела древнерусской литературы. – СПб., 1993. – Т. 48. – С. 196-204.с. 204;): «А пью квас, а когда вижу пиво не пройду его мимо», «Алчен в кухарне, ни один в пивоварене, а наг, босс в мылне»39 Симони П. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и проч. XVII-XIX столетий / П. Симони. – СПб., 1899. – Вып. 1. – 216 с. с. 75, 76;;
Б) пьянство: «Хороша Детинка да бедствия хмелинка», «Пить до дна не выдать добра», «Родился рис, а умер пьян», «Это не спасение, что пьян в воскресение», «выпил пиво на масленицу, а похмелье было на Радуницу»40 Симони П. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и проч. XVII-XIX столетий / П. Симони. – СПб., 1899. – Вып. 1. – 216 с. с. 94, 134, 136, 197, 212;;
В) женское пьянство: «Пьяная баба свиньям прелести», « Называлась баба княгиней по пустой Братина», «бредет Татьяна, нехорошо пьяна», «Наша Татьяна и с воды пьяна» 41 Симони П. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и проч. XVII-XIX столетий / П. Симони. – СПб., 1899. – Вып. 1. – 216 с. с. 80, 107, 175, 189;.
В «Повести о Горе-Злочастии» молодому человеку родители говорили не ходить на пиры и братчины, то есть на гулянки. Однако автор «Повести» изображает его нравственное падение, пропивая все, что имел в царских кабаках 42  Повесть о Горе-Злочастии / Подг. Д. С. Лихачева и Е. И. Ванеева. – Л., 1984. – 111 с. с. 7-13;. Словесная формула «пиры и братчины» известна по многочисленным грамотам (ранняя из которых датируется 1467-1474 гг. 43  Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. / Отв. ред. Б. Д. Греков. – М., 1952. – Т. I. – 804 с. с. 261-262;). Противоположной мысли был И. Г. Прыжов, который утверждал, что «пьянства в домосковской Руси не было» 44  Прыжов И. Г. История кабаков в России / И. Г. Прыжов. – СПб., 2009. – 320 с. с. 8;. В действительности о масштабах пьянства в Древней Руси невозможно говорить, свидетельства источников прямо указывают на то, что такое пагубное явление было и в древние времена. Подробнее на этот счет есть по отношению к позднему периоду в России в XIX - начале XX в. 45 Тульцева Л. А. Религиозные верования и обряды русских крестьян на рубеже XIX и XX веков (по материалам среднерусской полосы) / Л. А. Тульцева // Советская этнография. – 1978. – № 3. – С. 31-46. 46 Андреева Т. Б. Пиво в обрядах и обычаях северорусских крестьян в XIX в. / Т. Б. Андреева // Этнографическое обозрение. – 2004. – № 1. – С. 77-88. 47 Занозина Е. А. Государственно-правовое регулирование питейной деятельности в России с IX по XX вв. (историко-правовой аспект) / Е. А. Занозина; Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Специальность. 12.00.01. – Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. – СПб., 2008. – 22 с. 48 Трошина Т. И. Народное пьянство на европейском севере России (конец XIX – начало XX вв.) / Т. И. Трошина // Новый исторический вестник. – 2011. – № 2 (28). – С. 19-29.

Согласно Марку Поло, каждая пирующая компания выбирала себе «короля или руководителя» и фиксировала правила. В книге приводится пример одного из правил: «если кто-то произносит неподобающее слово, или как-то нарушает правила, он должен быть наказан выбранным компанией королем»49  The travels of Marco Polo / Marco Polo; Translation of A. Ricci. – London, 1931. – 439 p. p. 391;. Эта информация согласуется с обычаем братчины – избранием старосты для руководства пиром, у которого также было в функциях сбор оплаты за участие в братчинных пирах и управление процессом приготовления пива для братчины 50 Соловьев С. М. Братчины / С. М. Соловьев // Русская беседа. – 1856. – Т. IV. – С. 108-117. с. 109; 51  Смирнов Ю. И., Смолицкий В. Г. Новгород и русская эпическая традиция / Ю. И. Смирнов, В. Г. Смолицкий // Новгородские былины. – М., 1978. – С. 314-335. с. 322; 52 Терновская О. А., Толстой Н. И. Братчина / О. А. Терновская, Н. И. Толстой // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. – М., 1995. – Т. 1. – С. 256-257. с. 256;. Такую традицию хорошо иллюстрирует былина о Василии Буслаевиче (XVII в.). В той былине упоминается староста Викула, который был охотником до сбора солода и варки братчины 53  Новгородские былины / Подг. Ю. И. Смирновым и В. Г. Смолицким. – М., 1978. – 456 с. с. 7, 126, 127;. В разных вариантах былины встречаются и другие старосты – Николай Зиновьевич, Фома Родионович и другие 54 Песни собранные П. В. Киреевским / П. В. Киреевский. – М., 1863. – Вып. 5. – 252 с. с. 11; 55 Жданов И. Русский былевой эпос: Исследования и материалы / И. Жданов. – СПб., 1895. – 641 с.с. 205; 56  Пропп В. Я. Русский героический эпос / В. Я. Пропп. – М., 1999. – 640 с. с. 452;.
Относительно пира вообще, имеется раннее известие о старосте на пиру в Изборнике 1076 г. В изборниковом поучении «О меде» описывается как себя вести на пиру. Там, в частности, указывается, что
А. П. Рябушкин. Пир богатырей у ласкового князя Владимира. 1888 г.если выбрали тебя старейшиной на пиру, то не возносись над другими 57 Изборник 1076 года / Под ред. С. И. Коткова. – М., 1965. – 1091 с. с. 403-404;. По мнению В. В. Долгова, старейшина – это своеобразный «глава стола», «тамада» 58  Долгов В. В. Быт и нравы Древней Руси / В. В. Долгов. – М., 2007. – 512 с. с. 100;. Но вполне синонимично названию «пировой староста». В Псковской судной грамоте (XV в.) в статье № 34 перечисляются «пировой староста» и «государь пировой» 59  Алексеев Ю. Г. Псковская судная грамота: Текст. Комментарий. Исследование / Ю. Г. Алексеев. – Псков, 1997. – 148 с. с. 40;, наделенные судебными функциями внутри общины во время пиров и братчин 60 Попов А. Пиры и братчины / А. Попов // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. – М., 1854. – Кн. 2. Половина вторая. – С. 19-41. с. 31-34; (можно сравнить там же под статьями № 80 и 113 правовые возможности общины во время этих пиров 61 Алексеев Ю. Г. Псковская судная грамота: Текст. Комментарий. Исследование / Ю. Г. Алексеев. – Псков, 1997. – 148 с. с. 44, 47;). Под «государем» некоторыми исследователями грамоты понимался «хозяин», «домовладелец» 62 Мурзакевич Н. Пояснительный словарь / Н. Мурзакевич // Псковская судная грамота. – Одесса, 1868. – С. 4-12. с. 4; 63  Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. – М., 1953. – Вып. 2. Памятники права феодально-раздробленной Руси XII-XV вв. – 442 с. с. 308;, то есть хозяин места, где проводились пиры и братчины. Если исходить из текста Марка Поло, то получается, что на самом деле информатором венецианца под «королем и руководителем» подразумевались «государь и староста».
Кроме вышеупомянутых элементов братчины, надо упомянуть и о «здравице», которая тоже была важным обрядовым действом на братчинных пирах и упоминается в книге Марко Поло. Термин «здравица» в средневековых западноевропейских источниках встречается довольно редко. Историками не обращалось должного внимания на это слово и поэтому очень мало исследовательских работ, где бы рассматривался и анализировался этот термин. Постараемся обобщить и проанализировать имеющиеся сведения о нем.

Вначале остановимся на кратком рассмотрении самого слова и его использования в славянских языках. Слово имеет корень «здрав-», суфикс «-иц-» и окончание «-а». Происходит от термина «здравие» (здоровье). Корень «zdrav-», согласно П. Скоку, является общеславянским, балто-славянским словом 64 Skok P. Etimologijski rje?nik hrvatskoga ili srpskoga jezika / P. Skok. – Zagreb, 1973. – Kn. 3. – 692 s. s. 646;. В церковнославянском языке существовал термин «здравица» – устаревшее обозначение заздравного кубка (выпивать наполненный кубок за здоровье кого-то), тост за здоровье. Пить здравицу – пить за здоровье. А также приветствовать, произносить здравицу (слова пожелания здоровья) в честь кого-нибудь 65 Словарь древнего славянского языка составленный по Остромирову евангелию / Сост. А. В. Старчевский. – СПб., 1899. – 948 с. с. 244;  66 Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь: Репринт 1900 г. / Г. Дьяченко. – М., 1993. – 1159 с. с. 199; 67  Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль; Под ред. И. А. Бодуэна-де-Куртенэ. – СПб.-М., 1903. – Т. 1. – 877 с. стб. 1684-1686; 68 Словарь русского языка XI-XVII вв. / Глав. ред. С. Г. Бархударов. – М., 1978. – Вып. 5. – 392 с.с. 367;. То же слово существует в сербохорватском, словенском, болгарском и других славянских языках 69  Skok P. Etimologijski rje?nik hrvatskoga ili srpskoga jezika / P. Skok. – Zagreb, 1973. – Kn. 3. – 692 s. s. 646; 70  Slovnik slovensk?ho jazyka / Ved. red. ?. Peciar. – Bratislava, 1965. – D. V. – 848 s. s. 582-583; 71  Речник на Блъгарскый язык / Събр. Н. Геров. – Пловдив, 1897. – Ч. II. – 448 с. с. 148;Здравицу пили с помощью братины – большого медного или деревянного сосуда, а также ковша для питья пива вкруговую. Этот вид посуды еще долгое время служил для обрядовых действий с пивом 72  Словарь русских народных говоров / Глав. ред. Ф. П. Филин. – Л., 1968. – Вып. 3. – 360 с. с. 157-158; 73 Словарь русского языка XI-XVII вв. / Глав. ред. С. Г. Бархударов. – М., 1975. – Вып. 1. – 372 с. с. 321-322, 326;. Такой обрядовый предмет в количестве 9 деревянных ковшей было найдено в 1953 г. на новгородском языческом святилище 74  Арциховский А. В. Раскопки 1953 г. в Новгороде / А. В. Арциховский // Вопросы истории. – 1954. – № 3. – С. 106-113. с. 111; 75 Седов В. В. Языческая братчина в древнем Новгороде / В. В. Седов // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. – М., 1956. – Т. 65. – С. 138-141.с. 139-140;.

В виде «straviza» встречается у Марка Поло в связи с изложением обычаев древнерусского населения. Судя по его рассказу, «straviza» – это название возлияний и пиров, совершаемые в таверне населением 76  The travels of Marco Polo / Marco Polo; Translation of A. Ricci. – London, 1931. – 439 p. p. 391;. Некоторые исследователи связывают данный термин со словом «zdravica» (здравица) 77  Pasquali G. Textkritik by Paul Maas / G. Pasquali // Gnomon. – 1929. – Bd. 5. № 9. – P. 498-521.p. 520; 78 Maenchen-Helfen O. The world of the Huns: studies in their history and culture / O. Maenchen-Helfen. – London, 1973. – 630 p. p. 426; 79  Mund S. Constitution et diffusion d`un savoir occidental sur le monde «russe» au Moyen Age (fin Xe-milieu Xve siecle) / S. Mund // Le Moyen Age. – 2004. – T. CX. – Vol. 3-4. – P. 539-593. p. 567;. Марко Поло говорит, что «запои они называют straviza» 80  The travels of Marco Polo / Marco Polo; Translation of A. Ricci. – London, 1931. – 439 p. p. 391;. Здесь присутствует искажение информации, которая, возможно, была получена непосредственно от информатора или непонятна самим Марко Поло. Им было принято за весь процесс пира отдельная его деталь. Следующий раз слово встречается у Амброджо Контарини (вторая половина XV в.) в виде «sdraviza». Этот термин упоминается при рассказе о пире у грузинского царя Баграта, на котором был Контарини 81 Контарини А. Путешествие / А. Контарини // Библиотека иностранных писателей о России. – СПб., 1836. – Т. 1. – 192 с. с. 159;. По предположению А. С. Щекина, данное слово было услышано Контарини от российского посла Марка, который также был на пиру 82  Щекин А. С. Русская лексика в составе сочинений о России иностранных ученых и путешественников XV-XVI веков: Проблемы лексикографического описания / А. С. Щекин // Русское слово в историческом развитии (XIV-XIX). – СПб., 2009. – Вып. 4. Материалы секции «Историческая лексикология и лексикография» XXXVII Международной филологической конференции. 11-15 марта 2008 г. – С. 90-96.с. 92;. В таком же виде это слово фигурирует в рассказе (на итальянском языке) о правителе Герцеговинского края Влатко Косаче (1487 г.), где говорится о пожеланиях ему здоровья 83 Тошић Ђ. Фрагменти из живота херцега Влатка Косаче / Ђ. Тошић // Историјски часопис. – 2008. – Књ. LVI (56). – С. 153-172.с. 169;Итак, некоторые элементы братчины в описываемом обычае из книги Марко Поло присутствуют как явно, так и в совокупности всех деталей изложенного обычая венецианцем. Особенно выделяется информация о руководителях пира, дает возможность утверждать об очевидном соотношении этого элемента с традициями пиров и братчин. Совокупность деталей (руководитель пира, здравица, варка пива, сборы в компании) может натолкнуть на мысль, что Марко Поло описал, хотя и не везде верно, древнерусскую братчину. Возможен дальнейший анализ сведений Марка Поло о Руси, дополняющие имеющиеся источники о торгово-хозяйственной, бытовой и обрядовой жизни древнерусского населения.

Приложение:

Отрывок из главы «Здесь рассказывается о большой области Росия и ее жителях» книги Марка Поло (перевод сделан с английского издания) 84  The travels of Marco Polo / Marco Polo; Translation of A. Ricci. – London, 1931. – 439 p.p. 391;:

«Сейчас мы расскажем вам об обычае , который есть у них. Они делают превосходное вино с медом и panic («panic» – итальянское просо. – Ю. Л.) , которое называется пивом (А. Риччи оставил без перевода слово «cervisia», однако в переводе с латинского оно означает хлебный квас, брага или пиво85  Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь / И. Х. Дворецкий. – М., 1976. – 1096 с.с. 175;; вставлен вариант близкий по содержанию. – Ю. Л.), или элем, у них бывают большие запои от этого, как вы услышите. Они часто собираются в компании мужчин и женщин, особенно дворяне и магнаты, 30, 40 или даже 50 человек вместе, мужчины с женами и дети с ними. Каждая компания выбирает короля или руководителя, и фиксирует правила, как, например, что если кто-то произносит неподобающее слово, или как-то нарушает правила, он должен быть наказан выбранным компанией королем. Сейчас есть определенные люди, как наши хозяева, которые держат пиво на продажу. Компании идут в эти таверны, и весь день может пройти за питьем. Эти запои они называют straviza (смотри выше объяснение этого слова. – Ю. Л.). Вечером трактирщики составляют счет за выпитое пиво, и каждый человек платит свою долю, и также его жена и дети, если они присутствуют. На этих straviza или запоях бывает, что они берут деньги в кредит, отдавая своих детей в качестве залога иностранным купцам из Хазарии (по мнению С. Мунда это Крымский полуостров 86  Mund S. Travel Accounts as Early Sources of Knowledge about Russia in Medieval Western Europe from the mid-Thirteenth to the early Fifteenth Centuries / S. Mund // The Medieval History Journal. – 2002. – Vol. 5, 1. – P. 103-120. p. 117;. – Ю. Л.) или Солдайи (нынешний город Судак. – Ю. Л.), или из других соседних земель: они тратят свои деньги на питье, и так продают собственных детей (скорее всего здесь присутствует преувеличение, одно из тех анекдотических случаев, которые есть в книге. – Ю. Л.)».

 

Примечания:

  1.  Терещенко А. Быт русского народа / А. Терещенко. – СПб., 1848. – Ч. V. – 183 с.
  2.  Попов А. Пиры и братчины / А. Попов // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. – М., 1854. – Кн. 2. Половина вторая. – С. 19-41.
  3.  Соловьев С. М. Братчины / С. М. Соловьев // Русская беседа. – 1856. – Т. IV. – С. 108-117.
  4.  Зеленин Д. К. Древне-русская братчина, как обрядовый праздник сбора урожая / Д. К. Зеленин // Сборник статей в честь академика А. И. Соболевского. – Л., 1928. – Т. 101. – № 3. – С. 130-136.
  5.  Седов В. В. Языческая братчина в древнем Новгороде / В. В. Седов // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. – М., 1956. – Т. 65. – С. 138-141.
  6.  Варонін В. А. Мядовыя брацтвы ў Вялікім Княстве Літоўскім: Паходжанне, эволюцыя, уплывы / В. А. Варонін // Российские и славянские исследования: Научный сборник. – Мн., 2011. – Вып. 6. – С. 56-65.
  7.  Жданов И. Русский былевой эпос: Исследования и материалы / И. Жданов. – СПб., 1895. – 641 с.
  8.  Пропп В. Я. Русский героический эпос / В. Я. Пропп. – М., 1999. – 640 с.
  9.  Прыжов И. Г. История кабаков в России в связи с историей русскаго народа / И. Г. Прыжов. – СПб.-М., 1868. – 320 с.
  10.  Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI-XIII вв. / Б. А. Романов. – М.-Л., 1966. – 240 с.
  11.  Успенский Б. А. Филологические разыскания в области славянских древностей (Реликты язычества в восточнославянском культе Николая Мирликийского) / Б. А. Успенский. – М., 1982. – 246 с.
  12.  Долгов В. В. Быт и нравы Древней Руси / В. В. Долгов. – М., 2007. – 512 с.
  13.  Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль; Под ред. И. А. Бодуэна-де-Куртенэ. – СПб.-М., 1903. – Т. 1. – 877 с. стб. 305;
  14.  Этимологический словарь славянских языков / Под ред. О. Н. Трубачева. – М., 1976. – Вып. 3. – 199 с. с. 9;
  15.  Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов / Э. Бенвенист. – М., 1995. – 456 с. с. 149-150;
  16.  Трубачев О. Н. История славянских терминов родства и некоторых древнейших терминов общественного строя / О. Н. Трубачев. – М., 1959. – 212 с. с. 58-63;
  17.   The travels of Marco Polo / Marco Polo; Translation of A. Ricci. – London, 1931. – 439 p. p. 391
  18.   Полное собрание русских летописей. – Л., 1926. – Т. I. Лаврентьевская летопись. – Вып. 1. Повесть временных лет. – 151 с. с.125-126;
  19.   Полное собрание русских летописей. – СПб., 1908. – Т. II. Ипатьевская летопись. – 573 с. с. 495;
  20.  The travels of Marco Polo / Marco Polo; Translation of A. Ricci. – London, 1931. – 439 p. p. 391;
  21.  Прыжов И. Г. История кабаков в России / И. Г. Прыжов. – СПб., 2009. – 320 с. с. 16-21;
  22.   Барбаро и Контарини о России: К истории итало-русских связей в XV в. / Й. Барбаро, А. Контарини; Пер. Е. Ч. Скржинской. – Л., 1971. – 276 с. с. 158, 228-229;
  23.  Прыжов И. Г. История кабаков в России / И. Г. Прыжов. – СПб., 2009. – 320 с с. 31;
  24.  Попов А. Пиры и братчины / А. Попов // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. – М., 1854. – Кн. 2. Половина вторая. – С. 19-41. с. 25-27, 34-35;
  25.  Терещенко А. Быт русского народа / А. Терещенко. – СПб., 1848. – Ч. V. – 183 с. с. 150; 11, с. 49;
  26.  Песни собранные П. В. Киреевским / П. В. Киреевский. – М., 1863. – Вып. 5. – 252 с. с. 17; 4, с. 133;
  27.  Путешествия в Восточные страны Плано Карпини и Рубрука / И. Плано Карпини, Г. Рубрук; Под ред. Н. П. Шастиной. – М., 1957. – 270 с.с. 58-59, 73;
  28.   Сборник материалов относящихся к истории Золотой орды / Собр. В. Г. Тизенгаузеном. – М.-Л., 1941. – T. II. – 308 с с. 156;
  29.   The travels of Marco Polo / Marco Polo; Translation of A. Ricci. – London, 1931. – 439 p. p. 391;
  30.  Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь / Е. В. Аничков. – СПб., 1914. – 424 с. с. 374-375;
  31.   Стоглав / Издание Д. Е. Кожанчикова. – СПб., 1863. – 312 с. с. 262;
  32.   Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. – М., 1952. – Вып. 1. Памятники права Киевского государства X-XII вв. – 288 с. с. 115;
  33.   Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. – М., 1952. – Вып. 1. Памятники права Киевского государства X-XII вв. – 288 с.с. 109;
  34.  Стоглав / Издание Д. Е. Кожанчикова. – СПб., 1863. – 312 с. с. 299;
  35.  Стоглав / Издание Д. Е. Кожанчикова. – СПб., 1863. – 312 с. с. 299;
  36.   Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. – М., 1952. – Вып. 1. Памятники права Киевского государства X-XII вв. – 288 с. с. 262;
  37.   Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. – М., 1952. – Вып. 1. Памятники права Киевского государства X-XII вв. – 288 с.с. 270;
  38.   Фролов С. В. «Стих-стaрина» за монастырским «пивом» / С. В. Фролов // Труды Отдела древнерусской литературы. – СПб., 1993. – Т. 48. – С. 196-204.с. 204;
  39.  Симони П. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и проч. XVII-XIX столетий / П. Симони. – СПб., 1899. – Вып. 1. – 216 с. с. 75, 76;
  40.  Симони П. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и проч. XVII-XIX столетий / П. Симони. – СПб., 1899. – Вып. 1. – 216 с. с. 94, 134, 136, 197, 212;
  41.  Симони П. Старинные сборники русских пословиц, поговорок, загадок и проч. XVII-XIX столетий / П. Симони. – СПб., 1899. – Вып. 1. – 216 с. с. 80, 107, 175, 189;
  42.   Повесть о Горе-Злочастии / Подг. Д. С. Лихачева и Е. И. Ванеева. – Л., 1984. – 111 с. с. 7-13;
  43.   Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. / Отв. ред. Б. Д. Греков. – М., 1952. – Т. I. – 804 с. с. 261-262;
  44.   Прыжов И. Г. История кабаков в России / И. Г. Прыжов. – СПб., 2009. – 320 с. с. 8;
  45.  Тульцева Л. А. Религиозные верования и обряды русских крестьян на рубеже XIX и XX веков (по материалам среднерусской полосы) / Л. А. Тульцева // Советская этнография. – 1978. – № 3. – С. 31-46.
  46.  Андреева Т. Б. Пиво в обрядах и обычаях северорусских крестьян в XIX в. / Т. Б. Андреева // Этнографическое обозрение. – 2004. – № 1. – С. 77-88.
  47.  Занозина Е. А. Государственно-правовое регулирование питейной деятельности в России с IX по XX вв. (историко-правовой аспект) / Е. А. Занозина; Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. – Специальность. 12.00.01. – Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве. – СПб., 2008. – 22 с.
  48.  Трошина Т. И. Народное пьянство на европейском севере России (конец XIX – начало XX вв.) / Т. И. Трошина // Новый исторический вестник. – 2011. – № 2 (28). – С. 19-29.
  49.   The travels of Marco Polo / Marco Polo; Translation of A. Ricci. – London, 1931. – 439 p. p. 391;
  50.  Соловьев С. М. Братчины / С. М. Соловьев // Русская беседа. – 1856. – Т. IV. – С. 108-117. с. 109;
  51.   Смирнов Ю. И., Смолицкий В. Г. Новгород и русская эпическая традиция / Ю. И. Смирнов, В. Г. Смолицкий // Новгородские былины. – М., 1978. – С. 314-335. с. 322;
  52.  Терновская О. А., Толстой Н. И. Братчина / О. А. Терновская, Н. И. Толстой // Славянские древности: Этнолингвистический словарь. – М., 1995. – Т. 1. – С. 256-257. с. 256;
  53.   Новгородские былины / Подг. Ю. И. Смирновым и В. Г. Смолицким. – М., 1978. – 456 с. с. 7, 126, 127;
  54.  Песни собранные П. В. Киреевским / П. В. Киреевский. – М., 1863. – Вып. 5. – 252 с. с. 11;
  55.  Жданов И. Русский былевой эпос: Исследования и материалы / И. Жданов. – СПб., 1895. – 641 с.с. 205;
  56.   Пропп В. Я. Русский героический эпос / В. Я. Пропп. – М., 1999. – 640 с. с. 452;
  57.  Изборник 1076 года / Под ред. С. И. Коткова. – М., 1965. – 1091 с. с. 403-404;
  58.   Долгов В. В. Быт и нравы Древней Руси / В. В. Долгов. – М., 2007. – 512 с. с. 100;
  59.   Алексеев Ю. Г. Псковская судная грамота: Текст. Комментарий. Исследование / Ю. Г. Алексеев. – Псков, 1997. – 148 с. с. 40;
  60.  Попов А. Пиры и братчины / А. Попов // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. – М., 1854. – Кн. 2. Половина вторая. – С. 19-41. с. 31-34;
  61.  Алексеев Ю. Г. Псковская судная грамота: Текст. Комментарий. Исследование / Ю. Г. Алексеев. – Псков, 1997. – 148 с. с. 44, 47;
  62.  Мурзакевич Н. Пояснительный словарь / Н. Мурзакевич // Псковская судная грамота. – Одесса, 1868. – С. 4-12. с. 4;
  63.   Памятники русского права / Под ред. С. В. Юшкова. – М., 1953. – Вып. 2. Памятники права феодально-раздробленной Руси XII-XV вв. – 442 с. с. 308;
  64.  Skok P. Etimologijski rje?nik hrvatskoga ili srpskoga jezika / P. Skok. – Zagreb, 1973. – Kn. 3. – 692 s. s. 646;
  65.  Словарь древнего славянского языка составленный по Остромирову евангелию / Сост. А. В. Старчевский. – СПб., 1899. – 948 с. с. 244;
  66.  Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь: Репринт 1900 г. / Г. Дьяченко. – М., 1993. – 1159 с. с. 199;
  67.   Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль; Под ред. И. А. Бодуэна-де-Куртенэ. – СПб.-М., 1903. – Т. 1. – 877 с. стб. 1684-1686;
  68.  Словарь русского языка XI-XVII вв. / Глав. ред. С. Г. Бархударов. – М., 1978. – Вып. 5. – 392 с.с. 367;
  69.   Skok P. Etimologijski rje?nik hrvatskoga ili srpskoga jezika / P. Skok. – Zagreb, 1973. – Kn. 3. – 692 s. s. 646;
  70.   Slovnik slovensk?ho jazyka / Ved. red. ?. Peciar. – Bratislava, 1965. – D. V. – 848 s. s. 582-583;
  71.   Речник на Блъгарскый язык / Събр. Н. Геров. – Пловдив, 1897. – Ч. II. – 448 с. с. 148;
  72.   Словарь русских народных говоров / Глав. ред. Ф. П. Филин. – Л., 1968. – Вып. 3. – 360 с. с. 157-158;
  73.  Словарь русского языка XI-XVII вв. / Глав. ред. С. Г. Бархударов. – М., 1975. – Вып. 1. – 372 с. с. 321-322, 326;
  74.   Арциховский А. В. Раскопки 1953 г. в Новгороде / А. В. Арциховский // Вопросы истории. – 1954. – № 3. – С. 106-113. с. 111;
  75.  Седов В. В. Языческая братчина в древнем Новгороде / В. В. Седов // Краткие сообщения Института истории материальной культуры. – М., 1956. – Т. 65. – С. 138-141.с. 139-140;
  76.   The travels of Marco Polo / Marco Polo; Translation of A. Ricci. – London, 1931. – 439 p. p. 391;
  77.   Pasquali G. Textkritik by Paul Maas / G. Pasquali // Gnomon. – 1929. – Bd. 5. № 9. – P. 498-521.p. 520;
  78.  Maenchen-Helfen O. The world of the Huns: studies in their history and culture / O. Maenchen-Helfen. – London, 1973. – 630 p. p. 426;
  79.   Mund S. Constitution et diffusion d`un savoir occidental sur le monde «russe» au Moyen Age (fin Xe-milieu Xve siecle) / S. Mund // Le Moyen Age. – 2004. – T. CX. – Vol. 3-4. – P. 539-593. p. 567;
  80.   The travels of Marco Polo / Marco Polo; Translation of A. Ricci. – London, 1931. – 439 p. p. 391;
  81.  Контарини А. Путешествие / А. Контарини // Библиотека иностранных писателей о России. – СПб., 1836. – Т. 1. – 192 с. с. 159;
  82.   Щекин А. С. Русская лексика в составе сочинений о России иностранных ученых и путешественников XV-XVI веков: Проблемы лексикографического описания / А. С. Щекин // Русское слово в историческом развитии (XIV-XIX). – СПб., 2009. – Вып. 4. Материалы секции «Историческая лексикология и лексикография» XXXVII Международной филологической конференции. 11-15 марта 2008 г. – С. 90-96.с. 92;
  83.  Тошић Ђ. Фрагменти из живота херцега Влатка Косаче / Ђ. Тошић // Историјски часопис. – 2008. – Књ. LVI (56). – С. 153-172.с. 169;
  84.   The travels of Marco Polo / Marco Polo; Translation of A. Ricci. – London, 1931. – 439 p.p. 391;
  85.   Дворецкий И. Х. Латинско-русский словарь / И. Х. Дворецкий. – М., 1976. – 1096 с.с. 175;
  86.   Mund S. Travel Accounts as Early Sources of Knowledge about Russia in Medieval Western Europe from the mid-Thirteenth to the early Fifteenth Centuries / S. Mund // The Medieval History Journal. – 2002. – Vol. 5, 1. – P. 103-120. p. 117;
Статью подготовил: Лущай Ю.В. (Christian)

Комментарии (0)

Добавление комментариев закрыто.